Московский патриархат Санкт-Петербургская епархия

назад

Величие и торжественность праздника Пасхи

Праздник Пасхи есть высочайший, радостнейший и торжественнейший из всех христианских праздников; праздников праздник и торжество торжеств. Великая радость Воскресения Христова, или Пасхи, была предвещена преобразовательной Пасхой ветхозаветной. Для празднования ее, как важнейшего события установлен был и новый священный год, и мест пасхальный началом месяцев. И будет вам день сей в память; и празднуйте той праздник Господу во вся роды ваша: законно вечно празднуй те его (Исх XII, 1-28). И возвеселится пред Господом Богом твоим ть и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, раба твоя, и Левит, иже во граде: твоих, и пришлец, и сирота, и вдова, яже в вас. И помянеши, яко раб бьи еси ты в земли египетстей (Втор XVI, 11-12).

Новозаветная Пасха, как время славы и торжества, предсказана был; пророками (Пс XV, 10; Ос VI, 3. XIII, 14) и самим Спасителем (Мк IX, 9) и великой радостью для верующих сопровождались все явления им воскресшего Господа. Вы печаль имате ныне, говорил Иисус Христос Апостолами пред Своими страданиями и смертью: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас (Ин XVI, 22). Жены мироносицы, услышав от Ангела о Воскресении Господа, с радостиек велиею текли возвестить об этом Апостолам. И се Иисус срегпс я, глаголя: радуйтеся (Мф XXVIII, 8-9). Равно возрадовашася и ученицы, видевши Господа воскресшего (Ин XX, 20). И как не исполняться верующим в Неге высокой радостью при мысли о воскресении Христовом, которым Спаситель во всей силе открылся Сыном Божиим (Рим I, 4) и запечатлел искупление рода человеческого (Рим IV, 25), утвердив нашу веру и положив основание нашему блаженному воскресению! Аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша (1 Кор XV, 14), говорит Ап. Павел; и он же в другом месте глаголет: воэдвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша живущим Духом его в вас (Рим VIII, 11). Отцы и писатели Церкви в своих писаниях прославляют также праздник св. Пасхи в высоких выражениях. Они называют его величайшим из дней, праздником священнейшим, в который дарована нам надежда бессмертия, светлейшим и радостнейшим, в который восстановлено человечество в первобытное совершенство и предызображено вечное блаженство искупленных - во свете и славе Божественной. Св. Григорий Богослов в день Пасхи беседовал некогда: "Ныне спасение миру, - миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! и еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды". Св. Амвросий Медиоланский в день Пасхи проповедовал: "Сего дня Воскресением Христовым открыта преисподняя, земля обновляется крещением оглашенных, небо отверзто Духом Святым. Открытая преисподняя возвращает мертвых, обновленная земля произращает воскрешаемых, отверзтое небо приемлет восходящих. Преисподняя возвращает узников к горнему, земля шлет погребенных на небо, небо им восприятых представляет Господу". Св. Григорий Нисский в слове своем на св. Пасху говорит: "Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с неба на землю: ныне Небесный соделал и нас небесными. Когда чрез грех воцарилась смерть: ныне жизнь опять получила владычество чрез правду. Тогда один отверз вход смерти: и ныне Единым же вводится снова жизнь. Тогда чрез смерть мы отпади от жизни: ныне жизнию упраздняется смерть. Тогда от стыда крылись под смоковницею: ныне со славою приближались к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая: ныне за веру вводимся в рай. Что же после этого нам должно делать? Что иное, как не взыграть подобно горам и холмам, о коих возвещал пророк, говоря: горы взыграстеся, яко овыи и холми, яко агнцы овчии (Пс СХШ, 6). Итак, приидите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости, каким обыкновенно восклицают победители над трупами побежденных". Св. Иоанн Златоуст, начиная слово свое на св. Пасху, говорит: "Вот наступил для нас вожделенный, спасительный праздник, день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Этот праздник есть залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель дьявола. Сегодня люди соединились с Ангелами, и обложенные плотию, вкупе с бесплотными Силами, возносят хвалебные песни Богу. Сегодня Господь сокрушил врата адовы и самое лице смерти истребил. Но что я говорю, лице смерти? даже самое имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертию, но упокоением и сном". Св. Епифаний кипрский говорит: "Праздник Пасхи торжественнее всех праздников; он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Этот-то праздник есть глава и верх всех праздников". Церковь в своих сказаниях и священных песнопениях называет Пасху Великой, двери райские нам отверзающей, неделей Святой, Светлым Христовым Воскресением; призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый; Христос бо воста, веселие вечное.

фото

Христос сшед в борьбе адове един: Многая взем победы корысти взыде.

Этими стихами начинается синаксарь на неделю Пасхи, в которую, по словам его, "мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Посему и радуясь преестественно, мы светло празднуем Воскресение, выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение, и изображая соединение с Богом и Ангелами, творим обычное целование".